Читать «Один день в Древнем Риме. Исторические картины жизни имперской столицы в античные времена» онлайн
Уильям Стирнс Дэвис
Страница 64 из 129
Значение гильдий. Полный список гильдий был довольно велик. Помимо уже упомянутых, среди наиболее заметных числились парикмахеры, парфюмеры, продавцы фруктов, закройщики, посыльные, погонщики мулов, распорядители церемоний и рыбаки, не говоря уже об очень крупной гильдии булочников. Не существовало никакого формального принуждения к вступлению ремесленника в ту или иную гильдию, но на деле каждый такой «несоюзный» человек становился объектом дискриминации и саботажа, которые делали его жизнь несносной. Известны случаи, когда останавливались погребальные процессии вследствие того, что человек, помогавший нести паланкин с телом покойного, никогда не состоял в гильдии носильщиков.
Определенные ремесла по необходимости должны были распределяться по всему городу, но члены гильдий неизбежно старались держаться поближе друг к другу. В кварталах ремесленников каждое производство сосредоточивалось на улице, которую затем называли в соответствии с определенной специализацией. Широко известен случай, когда участники заговора Катилины[219] встретились в доме Марка Порция Лека. Не существовало единого ежегодного «дня труда», который бы праздновался всеми членами гильдий одного города. Напротив, каждая коллегия организовывала в определенный ею день свой собственный праздник, когда все ее члены проходили шествием через весь Рим под звуки труб, свирелей, цимбал и с развевавшимися знаменами; впереди шли ее руководители в облачении магистратов. После прохождения по городу обычно вся компания вместе с семьями направлялась за город, где неподалеку от соответствующих храмов или гостеприимных таверн, под кронами деревьев организовывали пикник с угощением, возлияниями и буйными танцами. Зачастую праздник завершался поздней ночью под импровизированной крышей из листьев – и громкость доносившегося оттуда храпа зависела от крепости выпитого вина.
Множество нищих. Но наряду с этими честными работящими плебеями имелось и другое, куда менее достойное множество людей. Рим был переполнен нищими. Паразитические обычаи, порожденные рабовладением и бесплатной раздачей зерна, сделали попрошайничество практически едва ли не уважаемым занятием. На каждом углу вы могли наткнуться на скуливших негодяев, порой выставлявших напоказ свои язвы с целью вызвать сочувствие у прохожих. Они даже имели свои постоянные места, например на мостах, где они сидели на грязных тряпках и кричали «Да! Да!» – «Подайте! Подайте!», а возле городских ворот – там приезжавшие садились в телеги или сходили с них – ряды нищих оказывались плотнее, чем рои мух. В районе Остии и около Emporium’а всегда можно было увидеть настоящих матросов или выдавших себя за них, якобы потерпевших кораблекрушение. Их отличали по головам, которые они обрили в соответствии с обетом, данным в момент опасности. Они ходили, держа в протянутых руках свои шляпы, просили подать медную монету – за что они были готовы поведать обо всех приключениях, случившихся с ними, и о том, как они избежали неминуемой смерти.
Явные воры, профессиональные грабители и мелкое ворье все же держались на почтительном расстоянии от прохаживавшихся полицейских, но отсутствие уличного освещения делало весьма рискованным хождение по ночам без факелов и надежной охраны. Часто появляются сообщения о серьезных ограблениях, а по утрам находили тела путников, убитых в момент оказания ими сопротивления. А у определенных районов города – по течению Тибра к Остии или вдоль Via Appia до Pomptine Marshes – была столь опасная репутация, что появляться там даже при дневном свете имело смысл только в компании вооруженных рабов.
Глава XIV
Форумы. Их жизнь и строения. Ежедневная газета
Форумы. Центры римской жизни. До сих пор в нашем затянувшемся «дне» в Риме мы тщательно избегали посещения тех знаменитых кварталов или зданий, которые составляли славу имперской столицы. Однако их значение можно по достоинству оценить и понять только после того, как мы познакомимся с обыденной жизнью богатых и бедных ее жителей. И вот теперь наступило время посетить «сердце Рима» – величественную систему форумов в той большой низине, где пять из семи холмов расположены почти рядом друг с другом и севернее Палатина, а затем побывать и на самом Палатине – с его местопребываниями официального величия.
Обновленный и первоначальный форум, ныне известный как Forum Romanum или Старый форум, со времен Юлия Цезаря являлся единственной большой площадью в официальных границах города. При императорах он был по-прежнему почитаем и известен, но потребности громадной столицы побудили сначала Цезаря, а потом Августа, Веспасиана, Нерву и, наконец, Траяна добавить и другие просторные общественные площади, окруженные зданиями, куда более великолепными, чем все те, которые были построены вокруг древнего места собраний граждан республики.
Все эти форумы тесно примыкали друг к другу, так что порой было трудно различить, где заканчивался один и начинался другой. Вы можете начать свою прогулку поблизости от амфитеатра Флавиев и следовать по Святой дороге через Старый форум с одним величественным строением, триумфальной аркой или мемориальной колонной вплоть до храма Траяна, где вы оказываетесь на «Бродвее» (Via Lata), широком проспекте, ведущем сквозь несколько торговых районов, а затем за Марсовым полем уходящие за город, в его северные предместья. Выражение «пройтись по форуму» означает посетить любое место в этом кишащем народом, переполненным толпою районе, где любой общественный или частный интерес, похоже, может найти свой оплот и где паланкины сенаторов плывут над толпой столь часто, что никто даже не оглядывается на них.
Постоянное столпотворение на форуме. Центры сплетен. Если движение в дневные часы довольно затруднительно даже по обычным римским улицам, то оно вдвойне тяжело в этом районе, где даже тому, кому нравится бывать в толпе, приходится пробивать себе дорогу от одного здания к другому. Тем не менее при всей бесцеремонности, столь характерной для средиземноморских стран, все форумы буквально переполнены бездельниками. Подростки в лохмотьях носятся между колоннами фронтонов самых священных храмов, на их ступенях которых взрослые бездельники играют в «Разбойников» на досках, начерченных мелом на камнях стилобатов[220], или мечут кости (формально запрещенные), когда поблизости нет стражей порядка. Отталкивающее и прекрасное сплошь и рядом соседствуют друг с другом в ошеломляющем контрасте.
Для рядового сенатора или всадника утреннее посещение форума, после того как он принял своих собственных посетителей и клиентов, почти обязательное ежедневное событие. Все его коллеги поступали точно так же. Он мог встретить здесь