Читать «Тайвань. Полная история страны» онлайн
Веа Чен
Страница 29 из 57
Чан Кайши писал, что под властью чужеземцев народ Китая «не видел ни одного дня света».
Экономика достигла такого положения, при котором государство не могло защитить само себя, а народ едва мог существовать.
ЧАН КАЙШИ
Одновременно он описывал идеальное, по его представлению, китайское общество, лишенное внутренних противоречий. И подчеркивал, что из-за вторжения иностранцев «благополучие сельскохозяйственных поселений сменилось упадком, в то время как жизнь в городах стала расточительной и разнузданной. Добродетель взаимопомощи была вытеснена конкуренцией и завистью». По его мнению, «общественное регулирование было забыто, и никто не стал интересоваться общими делами. Китайское общество лишилось стимула к поощрению доброго и искоренению дурного, страна в целом утратила почву для строгой и единообразной политики в области управления и экономического развития. Красивые и процветающие города превратились в ад нищеты и хаоса. Насчитывающая пять тысяч лет китайская традиция прилежания, бережливости и скромности, употребления простых одежд и пищи, когда женщины пряли, а мужчины возделывали землю, была полностью подорвана опиумом, азартными играми и бандитами из [иностранных] концессий». Как следствие, поменялись и сами люди: в них появилось стремление поживиться за чужой счет, и личные интересы стали важнее общего дела. Люди оказались неспособными понимать природу государства и нации, забыли о своей истории и о своих традициях, перестали воспринимать исконные национальные добродетели.
Развращенные и безнравственные личности пробрались к власти в деревнях, а интриганы в городах шли незаконными путями, принося в жертву своим эгоистическим целям общественное благополучие и счастье других людей. В результате нация превратилась в блюдо ничем не связанных собою песчинок.
ЧАН КАЙШИ
По мнению Чан Кайши, только отмена неравноправных договоров, только успехи гоминьдановского правительства могли привести к росту национального самосознания. И будущее политическое устройство Китая Чан Кайши видел в осуществлении трех народных принципов Сунь Ятсена – национализме, народовластии и народном благосостоянии.
Чан Кайши призывал китайцев развивать дух старания и опоры на свои силы, и, по его мнению, демократический строй в Китае не должен был копироваться «с демократических теорий индивидуализма и классового сознания XIX века Европы и США».
Мы, в первую очередь, должны добиться единства обучения, военного дела и экономики, прежде чем мы будем в состоянии решить общую задачу национальной реконструкции.
ЧАН КАЙШИ
Что же касается коммунистов и либералов, то Чан Кайши предостерегал, что чем искуснее их доводы в пользу разного рода теорий и предложений, тем они вреднее и опаснее для государства. И тут он обращался к Конфуцию, выделявшему пять «смертных грехов»: мятежные наклонности, аморальное поведение, лживые речи, глубокие познания в нежелательной области и потворство ложному поведению. И Чан Кайши говорил, что «нельзя допустить, чтобы человек, повинный хоть в одном из перечисленных грехов, избежал наказания».
Если же мы желаем, чтобы политическая реконструкция была здоровой и действенной, мы должны добиться, чтобы социальная реконструкция подготовила прочную основу для политических мер. А для успеха социальной реконструкции необходимо покончить с характерным в прошлом пассивным и негативным отношением людей к государству и нации. Отсюда началом всех преобразований является психологическое и этическое перевоспитание населения.
ЧАН КАЙШИ
Ну а дальше шли призывы: «пока существует Гоминьдан, до тех пор будет существовать и Китай», существование других партий допустимо лишь в случае, если это не противоречит «пользе государства, нации и революционного строительства», модернизация Китая неизбежна и должна привести к возрождению норм традиционной морали и традиционного образа жизни, а первым шагом в цепочке взаимосвязанных преобразований должна стать перестройка психологии.
Чан Кайши призывал истребить индивидуалистический эгоизм во имя спасения народа от страданий и опасностей. Для этого он требовал полного самоотречения во имя общего дела. Он наставлял: «Если потребуется отдавать жизнь за добродетель и справедливость, мы должны сделать это с охотой и без страха».
По сути, книга Чан Кайши – это призыв к особому пути развития Китая, вписанный в конфуцианскую парадигму. Это попытка синтеза традиционных конфуцианских представлений и идеологии Сунь Ятсена (национализм, демократия и благосостояние народа). И все это под руководством партии Гоминьдан.
Чан Кайши с самого начала позиционировал себя как единственно законного правителя Китая. В период своего правления он выступал от лица всего Китая, включая материковый Китай, а правительство Гоминьдана позиционировало Тайвань (Китайскую Республику) в качестве преемника государственности Китая, обвиняя Коммунистическую партию в предательстве, узурпации власти и уничтожении подлинной китайской культуры.
Чан Кайши на прогулке с Хао Байцунь и генерал-майором Го Биньвэй. 1960-е
Соответственно, с момента провозглашения независимости КНР Чан Кайши не признавал легитимность правления КПК на территории континентального Китая, равно как и суверенитет КНР.
Подобный подход определял всю логику отношений островной и континентальной части Китая.
В своей инаугурационной речи 20 мая 1954 года Чан Кайши назвал Мао Цзэдуна «марионеткой Советского Союза». [1]
И тут надо сказать, что Чан Кайши всегда была присуща резкая риторика в отношении не только властей КНР, но и советских политических лидеров, которых он называл «бандитами». По его мнению, коммунистические страны, в первую очередь Советский Союз, занимались тем, что сеяли агрессию в мире, а китайцы на материке страдали.
Я пришел к убеждению, что советские политические институты являлись инструментами подавления и террора, и что такого рода учреждения принципиально неприемлемы для воплощения в жизнь идеалов Гоминьдана. Чтобы убедиться в этом, мне действительно надо было самому побывать в России*. Всего этого я не мог бы себе представить, оставаясь в Китае.
ЧАН КАЙШИ
Риторика Чан Кайши всегда сохраняла исключительно наступательный и непримиримый характер. В его речах позиция в отношении законности властей Тайваня и прав Гоминьдана в распространении на весь Китай никогда не менялась, равно как не менялась и идеологическая окраска его нескрываемо антисоветских заявлений.
Коммунистическая партия Китая – не природное китайское явление. Она – порождение Советского Союза. Будучи по своей природе несовместимым с достойным человека образом жизни и, в частности, с китайским укладом, коммунизм в Китае как отпрыск советского коммунизма был вынужден в ранней стадии своего развития паразитировать на теле Гоминьдана для того, чтобы проникнуть в китайское общество, проводить подрывную деятельность, вызывать конфликты, а впоследствии под флагом Гоминьдана организовать рабочих, крестьян и другие массы населения для развязывания классовой борьбы. Его цель заключалась в том, чтобы в ходе борьбы Китая за свое