Читать «Уйское пограничье. Книга 2. Станица Степная» онлайн

Александр Смольников

Страница 22 из 23

от 19 декабря 1774 года определён состав суда. Судьями были назначены 14 сенаторов, 11 «персон первых трёх классов», 4 члена Синода и 6 президентов коллегий. Наблюдать за проведением процесса назначен генерал-прокурор Вяземский.

Первое заседание суда состоялось 30 декабря в Тронном зале Кремлёвского дворца. Оглашены и рассмотрены результаты следствия. 31 декабря, утром, в суд доставлен Пугачёв. Стоя на коленях, он ответил на заготовленные вопросы о признании своих преступлений, после чего суд принял решение: «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь». Вместе с Пугачёвым к четвертованию приговорён и Афанасий Перфильев. Ещё три человека – М. Шигаев, Т. Подуров и В. Торнов – приговорены к повешению. И. Н. Зарубин-Чика отправлен для казни в Уфу, где казнён отсечением головы в начале февраля 1775 года.

Приговор приведён в исполнение 10 (21) января 1775 на Болотной площади. По рассказам современников, палач имел тайное указание от Екатерины II сократить мучения осуждённых, и Пугачёву с Перфильевым сначала отсекли головы и лишь потом четвертовали. Стоя на эшафоте, Пугачёв крестился на соборы, кланялся на все стороны и говорил: «Прости, народ православный, отпусти мне, в чём я согрешил перед тобой… прости, народ православный!»

Через несколько минут отрубленная палачом голова была показана народу и оказалась на спице, остальные части тела – на колесе. Казнь Перфильева была последним официальным четвертованием в России.

Так закончилась Крестьянская война 1773–1775 годов. Чрезвычайно тяжёлый ущерб действиями восставших был нанесён металлургической и горнорудной промышленности России, которая восстанавливалась ещё долгие годы. Заводы, созданные по указанию царя Петра I в Прикамье, на Среднем и Южном Урале, развивавшиеся на протяжении десятилетий и обеспечивавшие Россию металлом и другой важной промышленной продукцией, лежали в руинах. Чтобы предать мятеж полному забвению, Екатерина II переименовала Яицкое войско в Уральское, она хотела упразднить его вообще, но потом по просьбе Потёмкина отменила первое решение. Река Яик переименована в Урал, Яицкая крепость в Уральск, Верхне-Яицкая пристань – в Верхнеуральск.

Был упразднён войсковой круг и выборное управление. Выбор атаманов и старшин окончательно перешёл в ведение правительства. У войска отобрали все пушки и запретили их иметь впредь. Волжских казаков, замешанных в бунте, переселили на Северный Кавказ, а Запорожская Сечь была вообще ликвидирована.

По указу Военной коллегии в июле 1774 года атаман Оренбургского казачьего войска Василий Иванович Могутов за участие в борьбе против Емельяна Пугачёва и «удержание войска от бунта» был награждён золотой медалью с портретом Екатерины II, получил премию в размере тысячи рублей и был произведён в чин армейского полковника.

После ликвидации пугачевской армии восстание длились еще почти на протяжении года. Салават Юлаев, активный сподвижник Емельяна Пугачёва, продолжал борьбу в Башкирии до ноября 1774 года, не успокоились выступления крестьян Среднего Поволжья и центральных губерний. Движение в Нижнем Поволжье было подавлено только к лету 1775 года.

На этом мы с вами, друзья, закончим путешествие, которое совершали вместе с казаками Оренбургского войска, и вернёмся к нему позже, но это будут уже другие истории.

Село Степное сегодня

(Фотогалерея)

Фотографии предоставлены Геннадием Петровичем Дёминым

Послесловие

(Для читателей о серии книг Александра Смольникова «Уйское пограничье»)

Совсем недавно с большим интересом читатели познакомились с романом Александра Владимировича Смольникова «Тропами святого Урала», повествующим о народах, населявших предгорья Урала. Автор показал их быт, труд, ритуалы, песни, обычаи… Познакомил с интересными фактами из жизни исторических лиц: династии Строгановых, Василия Татищева, Никиты Демидова…

И вот долгожданное продолжение увлекательного путешествия – новый роман «Уйское пограничье». Вновь читатель оказывается в гуще событий далёкого времени. В центре повествования жизнь и деятельность Неплюева Ивана Ивановича – русского адмирала, действительного тайного советника, дипломата, устроителя Южного Урала в 18 веке. Показан его трудный, но удивительный жизненный путь. Ничто не осталось без внимания писателя: обучение в школе и Морской академии, судьбоносное знакомстве с императором Петром Первым, Присяга «Я… обещаюсь всемогущим Богом верно служить Его Императорскому Величеству Петру Великому, Императору Самодержцу Всероссийскому и Его наследникам со всею ревностью, по крайней силе своей, не щадя живота и имения…»

Петр I официально утвердил новое воинское звание – гардемарин («морской страж», или «морской гвардеец»), заимствованное из Франции, где так называли молодых людей знатных фамилий, готовившихся стать морскими офицерами. Удостаивается этого звания и Иван Неплюев и, следуя приказу Петра I, отправляется для обучения «искусству мореплавания» в далёкую Венецию, где получает первое боевое крещение, приняв участие в войне с Турцией на стороне Венеции. Гардемарины в конце февраля 1719 года, после участия в морских сражениях, были полны надежд вернуться на родину. Но уже 4 апреля им был объявлен указ Петра I: отправиться в Испанию и поступить теперь на галеры испанского короля Филиппа V. И лишь 22 мая 1720 года вернулись в Санкт-Петербург. Неплюев блестяще сдаёт экзамен лично императору и 25 января 1721 года отправляется, согласно именному указу Иностранной коллегии, резидентом ко двору султана турецкого в Константинополь. Блестящий дипломат, Неплюев быстро завоевал полное доверие и уважение самого турецкого султана, а великий визирь Османской империи Ибрагим-паша стал другом Неплюева, подарил ему соболью шубу и коня с дорогим убором.

Кончина Петра I, приход к власти Елизаветы Петровны, опала… Всё, что связано с этими событиями, читатель найдёт в романе.

Произведение содержит интересные сведения из истории Оренбургского казачьего войска. Читатель