Читать «Дорогая Клара!» онлайн
Кристина Вадимовна Эмих
Страница 24 из 61
Чем же он провинился?
ДНЕВНИК ВИКТОРА
17 ЯНВАРЯ 1940
Володя Бальцер на собрании выдвинул предложение гнать Алека из комсомола. Алек с Володей давние враги, это всем известно, потому никто его слова всерьез не воспринял. Володя настаивал, чтобы Алек отрекся от отца – врага народа. Паршивый я все-таки человек. Какая-то моя часть поддерживала доводы Бальцера. Если враг – надо отречься, иначе – пособник. С чувством, будто делаю что-то плохое, я внутренне соглашался с комсоргом… Вслух я этого, разумеется, не сказал.
– Да как вы смеете? Что вы за люди. Нелюди! – Клара выбежала, хлопнув дверью.
Я не смог вступиться за Алека. Ох, и жуткое у меня настроение.
На завтра назначено голосование.
ДНЕВНИК ВИКТОРА
18 ЯНВАРЯ 1940
Сослался на то, что бабушка больна, и не пришел на голосование. Трусость.
ДНЕВНИК ВИКТОРА
20 ЯНВАРЯ 1940
Из комсомола Алека исключили.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
1 МАРТА 1940
Часто на перемене Витька держит в руках книгу. Наташа сошла с ума. Утверждает, что это уловка и Витька нет-нет да посматривает на меня. Наташа говорит, что книги его вовсе интересуют.
Наташа знатная сводница. Столько всего напридумывать может.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
13 МАРТА 1940
Поступила с Эммой скотски. По глупости своей и недалекости. Где была моя чуткость, когда я крикнула на всю школу, что Эмма по уши в Васю из старшего класса? Она убежала, я догнала. “Да все же знают и без того”, – трясла я Эмму. А она в слезы, приключилось с ней что-то вроде истерики.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
20 МАРТА 1940
С Эммой отношения холодные. Не понимаю, как подступиться, как доказать ей, что я не со зла. Не подходит ко мне. Презираю себя, и хочется горько-горько расплакаться. Что я за человек такой! Гадко, мучает совесть. Со мной такое впервые. А впрочем… Ну и не надо! С Витей у нас дружба совсем иная. Никаких требований, никаких сплетен.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
30 МАРТА 1940
Помирились с Эммой. Она теперь бегает за Васей без стеснений. Жаль мне ее. Ни грамма гордости. Нет, она не упала в моих глазах. К ней у меня одно лишь сочувствие.
Дала себе слово больше ничьих секретов не разглашать. Надолго ли меня хватит?
Увлеклась новой постановкой, вся в театре. Вот она, настоящая жизнь! Мне надобно быть лучше всех, иначе чувствую себя бездарностью.
Наташа говорит, что после репетиции глаза у меня с сумасшедшинкой. Точно пьяная. А я так и чувствую себя, и все мне нипочем.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
4 АПРЕЛЯ 1940
Алек с Наташей поругались. Пыталась их помирить. Он сказал, что ее ненавидит. Назвал дурочкой.
Эмма с парнем из старшего класса. Девчата говорят, что он плохой, себе на уме, дебоширит, курит. Что еще? Да разве этого недостаточно? А Эмма себе придумала, что он хороший.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
6 АПРЕЛЯ 1940
Наташа говорит, что к Алеку у нее, кроме отвращения, презрения и ненависти, никаких чувств не осталось. Наташа хочет выдать Эмму замуж, а я говорю Эмме одуматься. За это она на меня дуется. Дурында!
ДНЕВНИК КЛАРЫ
10 АПРЕЛЯ 1940
Наташа с Алеком снова вместе. С Эммой больше не подруги.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
11 АПРЕЛЯ 1940
Куда ни плюнь, у всех любовь. У Наташи любовь, у Эммы любовь. Любовь стирает индивидуальность – вот к какому выводу я пришла. Я не могу этого допустить.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
15 АПРЕЛЯ 1940
Витя отпросил меня у родителей и повез в Саратов. Гуляли вдоль набережной, смеялись, ели мороженое.
Остановились посмотреть на отплывающий теплоход, я смеялась и махала пассажирам. Повернулась к Вите – мне так хотелось увидеть радость на его лице – и поняла, что он смотрит вовсе не на теплоход. Он не успел отвести взгляд. У меня перехватило дыхание. Он первый раз смотрел на меня так.
Может, он смотрел так и раньше, только я ничего не замечала?
– Вить, а посмотри еще раз так.
– Как?
– Как только что смотрел.
– Не понимаю, о чем ты.
ДНЕВНИК ВИКТОРА
16 АПРЕЛЯ 1940
Вчера мы ездили в Саратов. Сколько сил мне стоило ни разу ее не коснуться. Однако я справился. Она и не догадывается о том, что у меня внутри, что скрывается за маской невозмутимости. Прижал бы ее к себе и не отпускал.
ДНЕВНИК ВИКТОРА
9 МАЯ 1940
Мы лежали в парке. Я читал книгу вслух, Клара слушала с закрытыми глазами. Позвал тихо – не отзывается. Уснула. Хотел разбудить, но передумал. Смотрел на нее, наблюдал, как медленно опускается и поднимается грудная клетка. Тихонько, чтобы не разбудить, коснулся губами рукава ее платья.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
9 МАЯ 1940
Витька думает, что я уснула. А я ведь притворялась только.
ДНЕВНИК КЛАРЫ
19 МАЯ 1940
Вот мне и семнадцать лет! О чем я хочу написать в такой день?
Красота – вот то, ради чего стоит жить. То, к чему я стремлюсь во всем.
Она делает меня счастливой. Жизнь, наполненная красотой, не может быть серой и угрюмой. Я даю себе обещание – нет, торжественно клянусь! – что моя жизнь всегда будет яркой и праздничной. Через много-много лет я прочту эту запись, чтобы убедиться, что сдержала данное себе слово.
Я непременно буду играть на сцене. Это непередаваемое ощущение, когда тебя, затаив дыхание, слушает толпа, когда ты владеешь вниманием зрителя.
Когда возникла эта мысль – быть актрисой? Помню, как с самого раннего детства я любила примерять наряды, которые шила мама. Я разыгрывала сценки, представляя себя то скромной учительницей, то звездой эстрады. Это была моя самая любимая игра. Я забывала себя, я больше не была Кларой.
Маме было не до моих спектаклей. Она только повторяла: аккуратно, не дай бог, испортишь, я тебя… Когда я пришла на первую репетицию в школьном театре, поняла – вот оно! Я не чувствовала ни капли смущения. Мама стала шить мне костюмы под моим чутким руководством.
А когда меня стали хвалить… Я поняла, что все будущее мое отныне связано с театром. И нет у меня иной судьбы, кроме как играть на сцене. Ошибаюсь ли я? Да разве можно обманываться, когда сердце колотится и норовит выскочить из груди. Сердце, оно никогда не врет.
Да будет так!
ДНЕВНИК ВИКТОРА
19 МАЯ 1940
Наломал по пути ветки сирени в саду тети Раи. Да простит меня тетя Рая, но самой красивой девушке полагается самая красивая сирень.
Коля тоже принес сирень. Тоненькие веточки, цветы не распустились. Колин букет по сравнению с моим смотрелся жалко.
Я пригласил ее на танец. Эх, Клара… Рядом с ней я становлюсь смелее, выше, плечи шире, улыбка до ушей. И ничего ей для этого делать не надо, просто быть рядом. Страшно представить, что через год мы закончим школу и наши дороги разойдутся. Я не смогу видеть ее каждый день, у Клары появятся новые друзья, может, она