Читать «Волшебное путешествие Даши в поисках своего «Я»» онлайн
Ирина Константиновна Калёнова
Страница 11 из 76
Затем он немного раскрывается, начинает просвечивать роль человека, приехавшего из Средней Азии покорять Москву. При этом он прекрасно говорит по-русски. И следующая роль, которую я вижу – это роль человека, ищущего своё место в большом городе. А меня в данный момент он назначает на роль эксперта по Москве.
У меня есть выбор: я могу не принять эту роль и сказать: «Включите лучше радио», – и он, скорее всего, согласится. Но ехать долго, на эту роль я соглашаюсь и начинаю что-то рассказывать про то место, откуда мы едем. Мы общаемся уже из других ролей, хотя, при этом остаёмся и во внешних ролях – пассажирки и таксиста.
Спустя какое-то время он приоткрывает следующую роль – человека, который хочет жениться. На роль эксперта по женитьбе я не соглашаюсь. Он это принимает, задаёт ещё пару вопросов по поиску жилья, я даю ему советы. Затем мы выезжаем на скоростную трассу и выходим из ролей собеседников. А в конце дороги мы выходим и из внешних ролей таксиста-пассажира.
На первый взгляд все просто – темы разговора меняются. Да, пока мы не пошли дальше, не углубили беседу, поиск жилья, вопрос женитьбы – это просто темы. Но если разрешить себе услышать внутренние голоса, которые то подбрасывают отдельные реплики, то громко заявляют о себе, – многое можно понять.
Вот у нашего таксиста звучат голоса, один говорит, что чем дешевле мы купим жильё, тем лучше. Другие голоса спорят между собой. Один говорит, что надо искать жену там, где родился. А другой возражает: «Зачем тащить из Киргизии, когда ты сам в Москве хочешь остаться?» Это его внутренние роли, программы, законсервированные для него его семьёй и собственным опытом. Он хотел бы повесить на меня ответственность за выбор голоса, к которому стоит прислушаться. Мой внутренний голос, в свою очередь, говорит «Не хочу я разбираться с его внутренними голосами. Я ему не психолог, я ему пассажир». А мой внутренний юрист, хоть и бывший, не смог не вскипеть, когда он сказал, что хочет взять землю без документов, но задешёво.
Даша: Ага, поняла! Про роли мне больше нравится, чем про консервы. Круто! Теперь я могу спокойно разговаривать сама с собой. Я не схожу с ума, просто это мои внутренние роли спорят, когда я решение принимаю. Я только не поняла, чем консервы отличаются от ролей, если и то и другое – голоса в голове.
Консервы лежат себе в баночках в твоём погребке и молчат. Мы пользуемся только названиями с крышек, это просто слова, к которым можно примерить свои мысли. Когда из баночек начинают вылезать бабушки, мамы, училки и прочие персонажи, которые когда-то их создали, то это уже роли. Эти роли тянут за собой тот эмоциональный фон, в котором они жили когда-то, и начинают управлять твоим сознанием и твоими действиями. Консервы предназначены для того, чтобы мы их «съели», то есть это то, что взяли из внешнего мира и поместили во внутренний погреб, – пусть стоят на полочках. Роли – это тоже законсервированный образ жизни, но в употреблении больше похожи на костюмы. Их мы тоже берём из внешнего мира, но аккуратно вешаем в гардеробной, чтобы по случаю быстренько надеть. Причём это больше, чем просто платьишко или штанишки. Роль – целый образ со всеми аксессуарами и деталями. С чувствами, мыслями, установками.
Теория ролей придумана Морено, чтобы как-то систематизировать то, что происходит у нас в голове. Это один из способов видеть человека в его взаимодействии с самим собой и с другими людьми. Она даёт возможность очень эффективно и глубоко работать, когда дело доходит до практики. Тогда за одну психодраматическую встречу, когда клиент и другие участники работают с этими ролями, можно преодолеть огромный отрезок того пути, по которому сейчас ты движешься в поисках себя. Показываю на примере.
Как это бывает. Пример из психодраматической жизни
От театра психодраме досталась и сцена – отделённое в пространстве место, где всё происходит. И зал – в нём сидят люди, не задействованные в сцене напрямую. Ведущий называется директором (тоже легко запомнить, как директор труппы), а участники, исполняющие роль – акзилари. Человек, который выходит с запросом и чья драма будет разыгрываться на сцене – называется протагонист. Тоже словечко из общекультурного словаря.
В психодраме никогда не знаешь заранее, что произойдёт, потому что всё это – не капустник и не сценка школьного театра, хотя именно это сходство иногда пугает наших клиентов.
Это драма из внутреннего мира живого человека, разворачивающаяся прямо здесь и сейчас – без заготовок, сценариев и правил. Психика невидима. Но здесь, в психодраматической сцене, она приобретает голос и форму. Это кусочек психической реальности, который проступает наружу. И это чудо осуществляется с помощью того, что мы называем Роль.
Наша протагонистка впервые на психодраме. Свой запрос озвучивает так: «Я увольняюсь, потому что больше так не могу. Я хорошо делаю свою работу, но начальство вечно мной недовольно, а мне развернуться негде». Она занимается продажей какой-то офисной мебели.
Начинаем выяснять:
«Мне надо увольняться, а я никак не решусь. Здесь я делаю всё не так. Результат получается хороший, но начальство всё равно недовольно. Вот справилась со сложным заказом: подобрать и установить комплект мебели для одной фирмы. Я согласовала проект, организовала доставку, проследила за установкой – всё хорошо, но какую-то мелочь не сделала. Цветок надо было сверху поставить перед приёмкой, а я не поставила. Начальник пришёл принимать проект и был так недоволен! Он всегда мной недоволен, пора увольняться. Ничего у меня здесь не получается».
«Человек не всегда может сделать всё идеально, тем более, угадать, что нужно начальству. Ну, если он просит, поставила бы какую-нибудь розочку – и всё. В чём проблема?» – спрашиваю я.
Она не слышит, продолжает причитать, чуть не плачет. А я сижу и не понимаю, почему так сильно она переживает, почему её до такой степени уносит.
Делаем драму. Берём человека, который будет играть роль начальника. Она помогает создать обстановку кабинета, усадить начальника, как в жизни. Проигрываем сцену встречи с начальником. Это необходимо, чтобы воссоздать атмосферу и приблизиться к реальности.
Молодой человек очень хорошо сыграл начальника и жёстко ей сказал: «Что ж вы, не могли догадаться, что рядом с этим шкафом