Читать «Пирр, царь Эпира» онлайн
Саркис Суренович Казаров
Страница 80 из 103
Второй раунд переговоров начался после битвы при Аускуле, но на этот раз инициатива должна была, как это ни странно, исходить уже от победителя — Пирра. Его стремление скорее покинуть Италию привело к отправке второго посольства Кинея в Рим, так как он не мог переправиться на Сицилию, не урегулировав отношения с Римом и своими союзниками. Однако карфагеняне, зорко следившие за всеми перипетиями взаимоотношений Рима с Пирром, на этот раз опередили эпирского царя, и Магон заключил с Римом союзный договор. Было ли тогда заключено между римлянами и Пирром некое перемирие, остается неизвестным. Таким образом, в дуэли двух дипломатий — эллинистической и римской — последняя одержала победу.
Династические браки как средство дипломатии Пирра
В эпоху эллинизма, еще со времени Александра Великого, широкое распространение получили полигамные династические браки, которые Александр и диадохи начали практиковать по примеру восточных царей[816]. Наиболее ярко это явление можно проследить на примере Деметрия I Полиоркета, имевшего более пяти законных супруг. Подобные браки служили действенным средством эллинистической дипломатии.
Такое средство в своей дипломатической практике использовал и Пирр. Как известно, по соглашению, заключенному между Деметрием Полиоркетом и Птолемеем I в 299 г. до н. э., Пирр был отправлен ко двору египетского царя в качестве заложника. За короткий срок ему удалось завоевать благосклонность супруги Птолемея Береники, благодаря чему эпироту удалось добиться руки ее дочери Антигоны. Брак с Антигоной, по-видимому, был единственным для Пирра браком «по любви», тем не менее он был связан и с политикой: с помощью наемников своего тестя Птолемея Пирру удалось вернуть в Эпире отцовский престол. С другой стороны, и сам Птолемей видел выгоды от этого брака: на данном этапе Пирр мог рассматриваться им как проводник египетского влияния в Балканской Греции.
Правда, брак Пирра и Антигоны оказался недолгим: в 296 г. до н э., родив сына, Антигона умерла. В честь своей тещи и покойной супруги Пирр основал в Эпире два города, назвав их соответственно Береникида и Антигонея. Первенец Пирра получил имя в честь тестя эпирского царя Птолемей.
Что же касается последующих браков Пирра, то они носили чисто прагматический характер и служили средством решения политических вопросов.
Без сомнения, самым важным из них была женитьба Пирра на Ланассе, дочери сицилийского тирана Агафокла и его второй жены Алкии. В качестве приданого Пирр получил важнейший стратегический пункт — остров Керкиру, а также Левкаду. Владея Керкирой, эпирский царь держал в своих руках важнейший плацдарм. Кроме того, в лице Агафокла Пирр приобрел мощного союзника на Западе. Но самое главное заключалось в том, что сначала он, а затем и их с Ланассой сын Александр рассматривались в качестве наследников державы Агафокла в Сицилии.
Однако овладение Керкирой и возможные будущие перспективы относительно Сицилии уже не удовлетворяли политические амбиции Пирра. В этот период достигла апогея его борьба за власть над Македонией, а для достижения подобной цели союза с Агафоклом и ставшего уже чисто эфемерным союза с Лагидами было явно недостаточно. И тогда Пирр решился на следующий шаг: не разрывая брака с Ланассой, он поочередно, примерно с интервалом в один год, женится сначала на Биркенне, дочери иллирийского царя Бардиллия, а потом и на дочери царя пеонов Автолеонта, имя которой неизвестно[817]. После этого случилось то, чего совершенно не ожидал Пирр: не желая делить супружеское ложе с двумя другими женами-варварками, Ланасса покинула Пирра и вернулась на Керкиру. Затем она лично — уникальный случай в политической истории эллинизма — предложила свою руку главному на тот момент противнику своего бывшего мужа — Деметрию Полиоркету, который тотчас принял подобное предложение. Женившись на Ланассе, он, как и ранее Пирр, овладел Керкирой. Можно подозревать, что этот брак был инициирован самим Агафоклом, который отправил к Деметрию своего сына с дипломатической миссией.
Между тем двумя новыми браками Пирр, казалось, открыл для себя хорошие военно-политические перспективы. Во-первых, посредством одного из брачных союзов он добился мира с иллирийцами, непосредственными соседями Эпира, в то же время создав очаг опасности для Деметрия. Во-вторых, связав себя династическим браком с дочерью царя пеонов, Пирр также мог угрожать северным районам Македонии. Таким образом, эти браки четко обнаружили планы Пирра в его борьбе за Македонию. Посредством женитьбы Пирра на Ланассе Эпир был гарантирован от удара в тыл с Керкиры, в свою очередь, с севера Македонии угрожал тесть царя — Автолеонт, а с северо-запада другой его тесть — Бардилий. В результате Македония, где правил Деметрий Полиоркет, была «взята в клещи». Впрочем, эта диспозиция была разрушена уходом Ланассы от Пирра и передачей ею Керкиры в руки Деметрия, главного конкурента эпирота в борьбе за Македонию.
Через некоторое время, получив приглашение от тарентинцев, Пирр начал готовить экспедицию в Италию, осуществить которую без помощи союзников, однако, было невозможно. Юстин — единственный наш источник в данной связи — сообщает об очередном династическом браке Пирра, также заключенном по чисто политическим мотивам. Желая получить финансовую и военную помощь от ставшего царем Македонии Птолемея Керавна и одновременно стремясь оградить Эпир от нападений врагов, Пирр женился на дочери нового македонского правителя, имя которой, к сожалению, неизвестно. Для Птолемея Керавна брак его дочери с Пирром, в свою очередь, представлял немалый интерес: тем самым он мог нейтрализовать опасного претендента на македонский престол, к тому же теперь отправляющегося на Запад. При этом надо сказать, что подобным браком Пирр достиг своих политических целей: с помощью войск своего тестя Птолемея Керавна он смог в течение нескольких лет успешно вести войны в Италии и на Сицилии.
Итак, все пять браков, заключенных Пирром, имели четкие политические цели (хотя к браку с Антигоной это относится в гораздо меньшей степени) и служили действенным средством решения важных политических вопросов дипломатическим путем. Это было одним из средств, с помощью которого небольшое и бедное ресурсами государство на севере Греции смогло выйти из политического небытия и начать играть важную роль на международной арене.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каковы же основные результаты деятельности Пирра? Удивительно, но в самых серьезных исследованиях по истории Пирра — трудах Р. Шуберта, Р. фон Скалы, О. Гамбургера, П. Левека, Д. Ненчи и др. — мы не найдем развернутого ответа на подобный вопрос. Более того, не